Зачем предприниматели ищут наставников

150
3 минуты

Запрос на наставничество в России заметно вырос, но называют им иногда совершенно разные технологии. «План такой» разобрался, что именно надо называть наставничеством и в чем ценность этой модели отношений.

Зачем предприниматели ищут наставников

Предприниматель Ольга Ермаченко одновременно является наставляемым и наставником // Фото: "Сад Радости"
Поделиться

Коротко говоря, наставничество позволяет делиться живым опытом между людьми, которые находятся на разных ступенях предпринимательского развития.

Наставничество стало одним из драйверов развития предпринимательства в России сегодня, считает Ольга Ермаченко, гендиректор волгоградской компании «Сад Радости». «С одной стороны, у меня есть наставники — предприниматели с гораздо большими бизнесами, у которых я перенимаю опыт. С другой, я являюсь наставником для предпринимателей из малого и микробизнеса, — отмечает Ермаченко. — Наставничество — это про быстрое перенимание практического опыта, инструментов, которые наставник уже приобрёл, а предпринимателю, бизнесмену это только предстоит, поэтому он изучает готовый опыт, чтобы не набивать свои шишки».

«У нас еще плохо развит институт менторства, несмотря на то, что многие предлагают такие программы начинающим бизнесменам, — говорит руководитель Cornette Group Егор Оболенский. — В большинстве своём это услуги низкого качества. В итоге на “неоформленных желаниях” людей зарабатывают недобросовестные “наставники”».

Предложений по теме наставничества на рынке действительно очень много — от Центра «Мой бизнес», «ОПОРЫ России», Корпорация МСП, Фонда «Агат», ряда банков и др. Платное наставничество стало одним из типовых продуктов на рынке консалтинга, хотя люди, которые занимаются наставничеством, принципиально не согласны с этим.

«Хочу подчеркнуть: коуч-консультант — это за деньги, а наставник дает свои знания бесплатно, — говорит председатель совета директор КБ «Центр-инвест» Василий Высоков. — Но это не значит, что он не получает эффекта — он улучшает общественную ситуацию и за счет этого получает эффект от своей работы как член общества».

Наставничество — и в мире, и в России — обязательная составляющая акселераторов для бизнеса, то есть это одна из технологий, которая призвана ускорить темпы масштабирования бизнеса. Однако пул наставников, которые бы обладали достаточным опытом и авторитетом, в России еще не вполне сформировался, поэтому предложения по наставничеству не всегда выглядят убедительно.

Андрей Барабицкий, генеральный директор ООО «Центр деловых компетенций “Эксперт”», считает, что спрос на наставничество подстегнула ускорившаяся трансформацию экономики. «Сюда стоит добавить появление новых рынков и возможностей для быстрого роста компаний, дефицит предпринимательских и управленческих компетенций у владельцев и руководителей компаний, развивающих свой бизнес на новых направлениях», — перечисляет собеседник.

Заведующий сектором Института менеджмента инноваций Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, эксперт в сфере технологического предпринимательства и инноваций Александр Степанов отмечает, что помощь наставников особенно важна в период, когда бизнес переходит в новое качество и активно расширяется. Это момент, когда обостряются «болезни роста», которые становится настоящим барьером для некоторых предпринимателей.

Согласно опросу бизнес-клуба «Атланты», в котором приняли участие 1289 предпринимателей из городов-миллионников, большинство владельцев компаний (69%) по итогам работы с менторами видит результат. В числе самых популярных запросов к наставникам — решение конфликтов с деловыми партнёрами (20%), настройка бизнес-процессов (19%) и поиск зон роста компании (18%) (см. график).Наставники.png

Поделиться

Важно обратить внимание на критерии оценки наставника. К основным относятся опыт в бизнесе, рентабельность его компании (23% опрошенных). Также респонденты выделяли такие аспекты, как жизненный путь ментора (18%), его репутация (15%) и уровень медийности (15%). При этом 40% участников опроса считают поиск наставника высокого уровня в России сложной задачей.

Наши собеседники полагают, что настоящий бум наставничества в России еще впереди.

«Бизнес и предпринимательство ещё только начинают понимать и использовать ресурс наставничества, в ближайшие 5-10 лет эта тенденция продолжит набирать обороты. Мы ещё не использовали и 10 процентов потенциала наставничества для развития нашего бизнеса», — считает эксперт по масштабированию бизнеса и трансформации организации Ольга Фатеева.
0
0
0
0
0